Главная Основы ведения бизнеса Антикризисный управляющий

Антикризисный управляющий

by admin

Антикризисное управление

Практически каждая компаний периодически сталкивается с кризисными явлениями в процессе хозяйственной деятельности, но многие начинают бороться с кризисом только тогда, когда его негативное влияние на результаты бизнеса становится достаточно заметным.

В результате управленческие решения по минимизации последствий кризиса принимаются в авральном режиме, антикризисные мероприятия не учитывают влияние конкретных факторов, а компания в итоге выходит из кризиса с неоправданно большими потерями.

Всего этого можно избежать, используя систему антикризисного управления, которая включает в себя мониторинг состояния предприятия, диагностику степени проявлений кризиса, разработку антикризисных мероприятий и контроль над их выполнением.

Изучим методику построения эффективно работающей системы антикризисного управления предприятием и поговорим о том, как повысить эффективность работы компании с помощью режима антикризисного управления. Для этого:

  • пронализируем данные, которые позволяют сделать вывод о наличии и степени кризиса в деятельности компании;
  • найдем внутренние резервы повышения эффективности деятельности компании;
  • разработаем план антикризисных мероприятий и расскажем, как его реализовать.

Что такое антикризисное управление?

Под антикризисным управлением понимают комплекс специальных мероприятий, направленных на предупреждение кризисных явлений, которые приводят к разрушению организации. В управленческой системе применяются специальные инструменты стратегического менеджмента и собственные ресурсы предприятия, призванные сохранить и укрепить позиции компании и предотвратить ее банкротство. Подобная программа должна быть в каждой организации. Ее необходимо совершенствовать и улучшать в соответствии с изменяющейся экономической ситуацией. Лучше предупредить наступление критического момента, чем потом принимать меры по устранению его влияния на бизнес-процессы.

Виды кризисов и причины их возникновения

В современных условиях компания может столкнуться с кризисами, имеющими различную природу:

  • Производственный (технологический) кризис. Его причина – устаревшие технологии и оборудование, не позволяющие выдерживать конкуренцию на рынке.
  • Социально-управленческий. Это внутренний кризис, развивающийся из-за конфликтов между сотрудниками: разногласия влияют на атмосферу в коллективе, приводят к снижению производительности труда, создают лишние проблемы, отвлекающие администрацию от решения основных бизнес-задач.
  • Финансовый. Возникает на фоне необоснованных расходов, что может ударить и по основным фондам компании.
  • Организационный. Как правило, исходный фактор – раздутый и малоэффективный управленческий аппарат, и организационные проблемы рано или поздно сказываются на результатах деятельности компании.
  • Информационный. Его суть – принятие решений на основе недостоверной или неточной информации.

Нередко эти разновидности кризисов взаимосвязаны, и проблемы, проявившись в одной сфере, со временем начинают затрагивать и другие, что в итоге требует введения антикризисного управления предприятием.

 

Подавляющее большинство считает кризис причиной своих проблем. На самом же деле кризис – это не причина, а следствие. Следствие неразумного и неэффективного управления активами – деньгами, собственностью, бизнесом.

В условиях баснословных цен на нефть и недвижимость, высокой нормы прибыли в строительстве для многих владельцев бизнеса и инвесторов цена допущенных ошибок стремилась к нулю. Подушка безопасности в виде дешевых и доступных кредитов, высокодоходных проектов и административного ресурса сглаживала их. За последние 8 лет бизнес и власть утратили чувство меры, риска и безопасности.

Иными словами заигрались мы! И теперь (что вполне закономерно) склонны винить во всем американцев, которые, типа, заразили весь мир. Это позиция слабого, позиция жертвы. И она изначально ущербна и похожа на самоутешение, мол мы не виноваты. Бред! Просто надо уметь работать и зарабатывать, не надеясь на помощь извне (заграница нам не поможет), а используя свои ресурсы и потенциал!

Антикризисный управляющий – кто это?

Что делает антикризисный менеджер?

Антикризисный управляющий – специалист, который обладает знаниями в области экономики, права и менеджмента, умеющий бороться с кризисами и выводить из них компании с минимальными потерями.

Путем анализа бухгалтерской документации, финансовой деятельности, принятия управленческих решений, разработки стратегии и др., управляющий может решить сложную экономическую ситуацию в организации. Управляющего могут нанять сами собственники бизнеса или же его можно назначить по решению суда (когда дело идет ближе к банкротству). Это действительно специалист широкого профиля, что хорошо видно по его деятельности. О ней мы расскажем ниже.

Роль антикризисного управляющего

Из-за специфики деятельности управляющему приходится выступать во многих ролях. В качестве основных можно выделить следующие роли:

руководящая роль – управляющий руководит организацией, разрабатывает стратегию выхода из кризиса, определяет основные задачи, делегирует полномочия, выступает экспертом при постановке рабочих задач;

лидерская роль – управляющий должен пользоваться поддержкой всего рабочего коллектива, иначе в сжатые сроки решить проблему будет невозможно, ему необходимо иметь команду единомышленников;

наставническая роль – управляющий разъясняет цель, задачи и способы их решения, регулирует работу, отклонения от рабочего процесса, оценивает качество и эффективность;

дипломатическая роль – управляющий представляет фирму, ведет переговоры с кредиторами, заключает новые договора;

Технология кризисного управления

 

Состояние современного рынка нельзя охарактеризовать как стабильное. Экономическая ситуация, как отечественная, так и международная, постоянно меняется, в результате чего возникают взлеты и падения. Как итог – наступление кризисных периодов. В это время не каждое предприятия «выживет». Некоторые из них, столкнувшись со сложными условиями, закрываются и «погибают».

Что делает и сколько получает антикризисный управляющий

Профессия антикризисного управляющего очень престижная и высокооплачиваемая. Но просто так больших денег никто платить не будет – нужно быть высококлассным «спасателем» тонущего бизнеса.

Антикризисный менеджер – это специалист широкого профиля, который выводит компании, организации и целые отрасли из кризисных ситуаций и банкротства. Специальность пользуется высокой популярностью, так как она перспективна и высокооплачиваема. Однако в самом начале карьеры рассчитывать на работу с крупными предприятиями не стоит, ведь управляющий должен обладать не только теоретическими, но и практическими знаниями. Познакомимся с профессией и ее особенностями ближе.

Профессия Антикризисный управляющий (менеджер): кто это? Образование и навыки

Управление бизнесом в условиях кризиса — отдельная и чрезвычайно сложная область работы, справиться с которой может далеко не каждый менеджер топ-уровня. Именно поэтому, когда компания вот-вот пойдет ко дну, на работу приглашают профессионального спасателя — антикризисного управляющего (менеджера).

Описание профессии

Антикризисный управляющий — это специалист, который проводит аналитическую работу и отчасти берет на себя функции руководителя компании. Его основная задача выявить слабые стороны бизнеса, разработать стратегию преодоления кризиса и помочь ему выйти из кризиса с минимальными потерями, избежав банкротства.

Кризис-менеджер считается весьма престижной профессией, особенно на Западе, поскольку рулить бизнесом, когда всё плохо, умеют только подготовленные люди.

Круг обязанностей

Работать приходится в накаленной атмосфере вражды, ведь к помощи кризис-менеджеров чаще всего прибегают только в критических ситуациях. Долги, размолвки между владельцами и управляющим составом, явные и скрытые войны, недовольные сотрудники – все это входит в привычную для консультантов обстановку. При этом необходимо мобилизовать все силы и выполнять обязанности антикризисного менеджера максимально точно.

Антикризисный менеджер проводит следующие мероприятия:

  • устанавливает и уведомляет кредиторов компании о начале процедуры банкротства;
  • анализирует финансовое положение компании;
  • выясняет, нет ли признаков фиктивного или преднамеренного банкротства;
  • получает и рассматривает требования, выдвигаемые кредиторами;
  • проводит инвентаризацию имущества компании и анализирует его состояние;
  • принимает меры по сохранению имущества организации;
  • оценивает имущество, составляет отчет по типовой форме;
  • оптимизирует финансовые потоки и производство.

Также важно уметь регулировать конфликтные ситуации. Менеджер является связующим звеном между всеми участниками оформления процесса банкротства.