Главная Развитие бизнеса Привлечь инвестиции в бизнес

Привлечь инвестиции в бизнес

by admin

Зачем привлекать инвестиции

Главная цель привлечения венчурных денег — желание увеличить свой бизнес в 10−100 раз за ближайшие 3−5 лет. Если у проекта есть понимание, как усилить бизнес в два раза, но вы не знаете, как масштабироваться еще больше, то получить венчурные деньги не получится.

Как и где найти инвестора для малого бизнеса или стартапа: обзор работающих инструментов и безопасных платформ

Запуск бизнеса всегда связан с тратами, как запланированными, так и нет. Если средств не хватает, то можно получить заем в банке или найти инвестора, который закроет дефицит и окажет помощь по развитию проекта в рамках консультирования.

Инвесторы охотно вкладывают средства в крупный бизнес, который быстро окупается, представителям малого предпринимательства и авторам стартапов сложнее найти источники финансирования, но варианты есть. Рассказываем, где и как искать инвесторов, какие платформы можно использовать и как подготовиться, чтобы не получить отказ.

Что лучше: инвестиции или кредит в банке

Если вы можете взять нужную сумму в банке под активы бизнеса, то стоит так и поступить. Венчурные деньги — самые дорогие. Но для начинающего бизнеса банк даст кредит только под залог квартир или машин самих основателей.

Венчурные деньги нужны в двух случаях:

  • на ранней стадии, когда у проекта нет активов и банк просто не дает средств;
  • если для развития нужна сумма, соизмеримая с годовым оборотом, — такие деньги банк тоже не даст.

Как привлечь инвестиции: практические наблюдения и советы

Если вы задумались о привлечении инвестиций, то вам в первую очередь необходимо определить тип инвестора, который соответствует вашим интересам.

Для этого нужно четко уяснить различия между финансовым и стратегическим, частным и институциональным, российским и зарубежным инвестором, а также проанализировать свои цели и финансовые возможности. Какими уникальными активами вы располагаете, чтобы стратегический инвестор захотел создать с вами в альянс? Сможете ли вы выдержать длительный марафон с институциональным зарубежным инвестором?

Какой самый главный совет можно дать соискателям, претендующим на привлечение инвестиций? Сместите акценты своего внимания.

Во время подготовки своего инвестиционного проекта думайте не привлечении инвестора, а о том, как довести свой проект до состояния, приемлемого для инвестора. Зациклившись на поиске инвестора, вы пойдете по неверному пути, который заведет вас в противоположную сторону, когда инвесторы и консультанты не будут обращать внимания на ваш проект.

Фокусируясь исключительно на том, чтобы сделать свой проект привлекательным для инвестора, вы тем самым автоматически решите и задачу привлечения инвестора.

Также научитесь понимать разницу между безрассудной упертостью и упорством в достижении целей. Если вы чувствуете, что по каким-то объективным причинам ваш инвестиционный проект не соответствует требованиям, предъявляемым зарубежными финансовыми инвесторами, то переформулируйте свои цели.

Рассмотрите возможность продажи доли своего бизнеса стратегическим инвесторам, либо вообще откажитесь от идеи привлечения инвестиций — развивайте бизнес своими силами.

Смещение акцентов подобным образом позволит вам избежать большого числа ошибок. Вы будете смотреть на ситуацию глазами инвестора. Этот навык поможет вам решить многие проблемы. Другие же практические наблюдения и советы по привлечению инвестиций рассмотрены далее.

Готовы ли вы к привлечению инвестиций?

Прежде чем обратиться за финансовой поддержкой инвестора, трезво оцените свои силы и ответьте на следующие вопросы.

  • У вас есть сильная и опытная команда?
  • Есть ли у вашего стартапа прототип или работающий продукт?
  • Вы оценили уровень востребованности вашего продукта и потенциал рынка?
  • Вы просчитали бизнес-модель и планы выхода?
  • У вас уже есть клиенты?

Если ответ на большинство вопросов – «нет», то вы еще не готовы к привлечению серьезных средств. Умные инвесторы уже давно не вкладывают деньги на стадии идеи, когда все, что вы можете показать, – это презентация в PowerPoint.

Минимальный набор для привлечения первых инвестиций

  • Презентация со следующими слайдами: проблема, решение, размер рынка, продукт, трекшн, команда, конкуренты, финансовые показатели, привлечение капитала и его использование;
  • прототип продукта;
  • желательно еще лист ожидания из клиентов, которые готовы приобрести ваш продукт.

Лучший способ привлечь инвестиции – добиться результата собственными силами.

На ранних стадиях развития имеет смысл вести бизнес с минимальными затратами и без привлечения крупных вложений. Если вы не в силах сдвинуться с мертвой точки без сторонних вложений, то вы еще не готовы к их привлечению.

Как подготовиться к привлечению инвестиций

Инвестор хочет понять, насколько проект реалистичен, перспективен и какую выгоду он может принести именно ему. Если вы рассказываете ему только об идее, ваша презентация будет выглядеть неубедительно. Поэтому до того, как задуматься об инвестициях, рекомендуем создать продукт — товар или услугу и протестировать его востребованность. Так можно понять, нужен ли рынку ваш проект.

Создать минимальный продукт. Начать можно с создания минимально жизнеспособного продукта — MVP. Таким способом можно протестировать товар или услугу на первых пользователях и проанализировать результаты. Например, создать сервис и попытаться продать подписку в нем. Важно получить не только одобрение потенциальных клиентов, но и первые оплаты или предварительные контракты.

Если продукт инновационный и надо подробно изучить аудиторию и ее проблемы, можно провести CustDev — опросить потенциальных покупателей товара или услуги об их потребностях и болях, которые может решить ваш продукт. При этом важно спрашивать именно об их опыте, а не рассказывать о той пользе, которую вы сможете принести.

Когда продукт готов, протестирован и получены первые метрики, нужно просчитать юнит-экономику и подготовить питч-презентацию.

Составьте чёткий план

И не просто план, а хорошую дорожную карту из всех инвестиционных сделок в стране за последние три-пять лет. Привлечение инвестиций — это серьёзно: нужно понимать, сколько в стране потенциальных желающих вложиться в ваш проект.

Для начала можно поискать отчёты фондов (например, Fast Lane Ventures сделал целое исследование по результатам 270 сделок в российском интернете). Есть специальные сервисы, которые мониторят все инвестиционные сделки. После самостоятельных поисков у вас должен образоваться внушительный список сделок профильных инвесторов за последние несколько лет, а также список активных фондов. Деньги — не единственное, что можно от них получить. В качестве первого контакта вы можете обратиться к фонду за экспертизой или новыми связями. Любое сотрудничество с престижным фондом укрепит вашу репутацию.

Искусство презентации

Когда знакомство состоялось и дата встречи определена, очень важно подготовить правильную презентацию своей компании / идеи.

Первый слайд обязательно должен быть про ваши текущие результаты. Это специфика российского рынка. В США начинают с описания самой идеи, но у нас так делать нельзя: в России бизнес, по мнению инвесторов, должен как можно быстрее начать зарабатывать. Начните с фразы: «У меня крутая компания с потенциальной выручкой ХХХ, а в вашем фонде я ищу не столько финансовой поддержки, сколько надёжного партнёра». На такой заход точно обратят внимание.

Второй слайд должен описывать перспективы вашего рынка. Для инвестора важно, чтобы рынок был малосегментированным и мог расширяться.

Третий слайд — ваше место на рынке. Вам предстоит доказать, что ваша компания способна его захватить, перевернуть и построить долгосрочную монополию. Например, за счёт того, что у вас есть супертехнология, ваша идея обладает таким же реферальным эффектом, как Facebook. А может быть, аналогов вашего продукта нет вообще.

Четвёртый слайд — о команде. Этот слайд необходим как доказательство того, почему именно вы сможете реализовать на рынке вашу идею.

Важный момент: если потенциальный инвестор попросит вас дать оценку вашей компании — не отвечайте. Скажите, что вы не инвестор, а потому делать оценки не в вашей компетенции. Назовёте слишком большую цифру — покажетесь чересчур самоуверенными, если оценка будет слишком маленькой, вами начнут помыкать. В любом случае вы проиграете.

Правильно ведите переговоры

В предварительном инвестиционном договоре важным моментом является оценка стоимости компании. Лучше, если венчурный инвестор первым назовет сумму. Если он захочет предварительно увидеть какие-либо индикативные цифры, а у вас есть рыночные показатели по похожим компаниям, то их представление инвестору может помочь продвижению сделки. При этом точных цифр автор все же рекомендует не называть.

Как выгодно и безопасно запустить и расширить бизнес?«В некоторых случаях существует реальный минимальный уровень оценки компании, опускаться ниже которого существующие акционеры не захотят. Об этом стоит сообщить потенциальным инвесторам, как только станет понятно, что они серьезно рассматриваю данную инвестиционную возможность».

Второй важный совет, о котором не следует забывать во время переговоров: следите за стандартной рыночной практикой. Если инвесторы предлагают стандартные условия, значит, они хотят быстро провернуть сделку. Если предлагают инвестиционный договор, нужно внимательно с ним ознакомиться, так как в нем можно обнаружить множество нестандартных положений, которые предоставляют преимущества инвестору. В этом случае постарайтесь вернуть условия сделки к рыночным стандартам.

Третий момент: если у вас есть важные нестандартные обстоятельства, сразу введите в курс дела инвестора. Тогда, если у него не будет возражений, он сможет включить ваши пожелания в свою бизнес-модель, так их будет проще реализовать.

Какие нюансы надо учесть при заключении договора с инвестором, желающим стать совладельцем предприятия?

При отчуждении инвестору доли либо пакета акций необходимо четко определить условия распределения корпоративного контроля между участниками (акционерами) после перехода к покупателю прав на долю (акции) во избежание возможных конфликтов. Например, если продавец планирует сохранить за собой корпоративный контроль, продавая более 50% долей участия в предприятии, это можно урегулировать либо в соглашении акционеров или договоре об осуществлении прав участников, либо в уставе общества. Такие же механизмы рекомендуется использовать при увеличении уставного капитала путем внесения инвестором дополнительного вклада, по результатам которого доли иных участников пропорционально уменьшаются.

Кроме того, важно помнить о налоговых последствиях:

1. При продаже доли в ООО участником-юрлицом возможны три варианта:

  • если юридическое лицо продает свою долю за цену, равную стоимости его вклада в уставный капитал, то полученный им доход не подлежит налогообложению ни НДС, ни налогом на прибыль организаций;
  • если юридическое лицо продает свою долю по цене ниже стоимости его первоначального вклада, убытки от такой операции могут быть учтены в качестве прочих расходов в целях налогообложения налогом на прибыль организаций (п. 2 ст. 268 НК РФ);
  • если юридическое лицо продает свою долю по цене, превышающей размер его первоначального вклада, то это превышение будет являться объектом налогообложения налогом на прибыль организаций.

При продаже доли в ООО участником-физлицом продавец обязан уплатить НДФЛ по ставке 13% от полученного дохода (для нерезидентов – 30%), однако он освобождается от налога при соблюдении совокупно двух условий – непрерывной принадлежность доли продавцу в течение более пяти лет и ее приобретения продавцом начиная с 1 января 2011 г.

2. При дарении доли у дарителя не возникает необходимости платить налоги, в то время как получатель дара будет обязан его оплатить, так как поступление доли расценивается как внереализационный доход.

С какими рисками может быть связано привлечение инвесторов и как их избежать?

Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с определенными рисками. Для желающих привлечь инвестиции это могут быть неисполнение договоренностей и обязательств инвесторами, корпоративные конфликты внутри продаваемой компании, несогласия в части распределения рисков и прибыли, изменение ситуации на рынке, которое может сделать привлечение инвестиций экономически невыгодным, и т.д.

Чтобы минимизировать риски, нужно тщательно проверять лиц, выбираемых в качестве инвесторов, на предмет платежеспособности, наличия судебных споров и исполнительных производств в отношении них в качестве должников. Для этого можно воспользоваться открытыми источниками: Картотекой арбитражных дел и Банком исполнительных производств.

Также эффективным механизмом может выступать страхование финансовых рисков для минимизации возможных потерь при неудаче на старте работы предприятия.